А точно шахматы так полезны? Чем это подтверждается?

Влияние на общую успеваемость школьников

Корреляцию между обучением шахматам и результатами стандартизированных школьных тестов изучили американские учёные. Их исследование показало, что младшие школьники, играющие в шахматы, справляются с тестами лучше сверстников. Причём если ребёнок просто ходит в шахматный клуб, то его успехи, например, в математике выше всего на 5–10%. А вот когда уровень игры позволяет участвовать в турнирах, то и результаты по этой дисциплине повышаются на 30–50% по сравнению с показателями ровесников. Поэтому, предупреждают учёные, одного знакомства с шахматами для отличной успеваемости недостаточно.

Влияние на успеваемость подтверждает и работа испанских нейробиологов. Они проанализировали ряд фМРТ-исследований, зафиксировавших активацию нейронов головного мозга во время игры в шахматы. И пришли к выводу, что шахматы могут особенно повысить успеваемость в таких дисциплинах, как математика и чтение.
Улучшение математических навыков

Исследование, проведённое в школах северных регионов Италии, показало, что даже кратковременная практика игры в шахматы может быть полезным инструментом для улучшения математических способностей у детей.
Участие в нём приняли 560 детей, учащихся третьих-пятых классов. Экспериментальная группа проходила обязательное обучение по программе «Изучение математики и шахмат», разработанной инструкторами Итальянской федерации шахмат. Занятия проводились по 1–2 часа в неделю педагогами из той же федерации. При этом и экспериментальная, и контрольная группы могли заниматься и дома с помощью электронной обучающей игры.

О влиянии шахмат на математические способности говорят и учёные из Дании. Они проанализировали эффект от замены одного из четырёх обычных уроков математики в неделю на занятие по шахматной игре в начальных классах. Эксперимент проходил несколько месяцев. В результате выяснилось, что для третьего класса измеримый эффект от обучения шахматам можно сопоставить с дополнительным изучением математики в течение одной трети школьного года. Причём исследователи также заметили, что потенциально игра могла бы стать хорошим альтернативным инструментом в работе с детьми, которым в силу разных причин скучно или неинтересно на обычных занятиях.
Развитие творческих способностей и мягких навыков

Исследователи из Индии провели эксперименты, в ходе которых школьников просили выполнить ряд заданий: придумать альтернативные варианты использования хорошо знакомых им предметов, найти общее между несвязанными объектами, а также интерпретировать абстрактные линии и узоры. При проверке учитывались скорость ответов, их количество и уникальность. Учащиеся, игравшие в шахматы, показали более высокие результаты тестирования. Так исследователи пришли к выводу, что шахматы повышают способность учеников проявлять дивергентное мышление.

С этим согласились и их коллеги из Университета Чукурова в Турции. Их тесты выявили значительные различия между детьми, занимающимися шахматами, и теми, кто в них не играет, в креативности мышления и развитии навыков понимания и распознавания психических состояний себя и окружающих.

А ещё шахматы помогают детям развить навыки коммуникации и решать проблемы.

Такие выводы сделали исследователи после того, как с помощью ряда тестов в начале и в конце учебного года проанализировали влияние регулярной игры в шахматы на интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие группы из 170 школьников в возрасте от 6 до 16 лет.

Как шахматы повышают успеваемость в школе?

Результаты диагностики IPIPS *

* IPIPS – исследование уровня детей на входе в начальную школу и индивидуального прогресса в течение учебного года.

ЗАПИШИТЕСЬ НА БЕСПЛАТНОЕ ПРОБНОЕ ЗАНЯТИЕ